Введите ваши регистрационные данные для входа в личный кабинет
Хоан Миро сердился, когда его называли испанцем, и со страстью настаивал, что он - каталонец. Каталонцы - гордый и независимый народ со своим языком и своей самобытной культурой,
Миро родился в Барселоне, столице Каталонии, в семье ювелира и часовых дел мастера. Он рос болезненным ребенком, не испытывая никакого интереса к школьным предметам и предпочитая им мир собственных фантазий. Единственной его страстью было рисование. К десяти годам Хоан уже совершенно точно знал, что станет художником, но его родители (обыкновенная история!) не проявляли восторга по этому поводу, настаивая на том, чтобы он получил "нормальное" образование. Для "обуздания" сына отец отправил его учиться в барселонскую Коммерческую школу. Хоан внешне смирился с волей родителей, но, изучая бухгалтерское дело, в то же время тайком посещал местную художественную школу Ла Лонха (ее питомцем был и Пабло Пикассо), где занятия вел известный художник-пейзажист Модесто Ургель (1839-1919), друг знаменитого Курбе.
По окончании Коммерческой школы (в 1910 году) Миро, по настоянию отца, начал работать бухгалтером на химическом предприятии. Работу свою он ненавидел. Кончилось тем, что спустя несколько месяцев Хоан получил сильнейшее нервное расстройство, осложненное к тому же тифом. После этого Миро-старший отступился, дав волю своему сыну поступать по собственному разумению и разрешив ему записаться в частную академию Франсиско Гали. Гали, радикально мыслящий художник, в своих педагогических опытах старался создать атмосферу, способствующую самораскрытию его питомцев. Он стремился выпестовать из каждого ученика не только художника, но и неповторимую личность. К Миро Гали благоволил. Тем временем у Хоана вновь осложнились отношения с отцом, и тот отказался материально помогать сыну. С помощью своей сестры Миро удалось снять в Барселоне небольшую мастерскую - на пару с другом (тоже учеником Гали) Энрико Рикаром. В этой мастерской Миро, временами впадая в настоящую нищету, обитал до 1917 года, когда его работы заинтересовали владельца галереи авангардного искусства Хосе Далмау.
Персональная выставка работ Миро открылась в этой галерее в январе 1918 года. Барселонской публике не понравились полуабстрактные пейзажи Миро, его склонность к примитивизму и вызывающе яркая (фовистская) палитра. В коммерческом плане выставка закончилась полным провалом. Потерпев неудачу, наш герой провел целый год на семейной ферме в Монтройге. Художник находился в депрессии и почти не работал.
В 1920 году Миро впервые приехал в Париж. Его мать оплатила пансион, но не было и речи о том, чтобы молодой живописец снял в Париже студию. Вскоре он сделался своим в среде парижской художественной элиты. Миро познакомился с уже прославившимся Пабло Пикассо и дадаистом Тристаном Тцарой. Оба произвели на него огромное впечатление. Уезжать из Парижа Миро не хотелось. В следующем, 1921 году, ему удалось найти деньги на парижскую мастерскую. Именно здесь, на улице Бяоме, в следующие шестилетие раскрылся талант художника. Многие тогдашние приятели Миро стали впоследствии знаковыми фигурами культуры XX века. Среди них Макс Жакоб, Андре Бретон, Поль Элюар, Робер Деснос, Эзра Паунд, Генри Миллер, Эрнест Хемингуэй.
В апреле 1921 года в галерее Ликорн состоялась первая выставка работ Миро в Париже. И снова (как и в Барселоне) ему не удалось продать ни одной картины. Автор был огорчен, но не сломлен. "Моя выставка не пользовалась успехом, - вспоминал он - однако нашлись люди, которые говорили, что связывают со мной большие надежды".
В 1924 году Андре Бретон опубликовал манифест сюрреалистов. Философские идеи нового течения вдохновили Миро, и он очень быстро создал серию сюрреалистических картин. Позже художник признавался, что их истинным источником были не сновидения и не измененное под воздействием наркотиков или алкоголя сознание (как того требовали законы сюрреализма), а элементарное чувство голода, доводившее до галлюцинаций.
К октябре 1929 года Миро женился на Пилар Хункоза. Свадьбу сыграли на Мальорке. Спустя девять месяцев Пилар родила их единственного ребенка, девочку Долорес. Появление на свет Долорес совпало с началом бурных и драматичных событий в политической жизни Испании. В августе 1930 года рухнула диктатура Примо де Риверы, и Испанию объявили республикой. Смягчение политического климата стала одним из факторов, повлиявших на решение Миро вернуться домой в Барселону. Были и другие причины. Парижские чары к тому времени развеялись. Сюрреализм раскололся на враждующие группировки, и Миро счел за лучшее вообще отойти в сторону.
Следующие три "барселонских" года художник много экспериментировал с новой техникой и материалами. Он собирал необычные предметы, делал коллажи из картона и бумаги, пробовал писать на кирпиче, меди, наждачной бумаге. Спокойной жизни пришел конец с началом гражданской войны.
В июле 1936 года Миро (вместе с семьей) вновь оказался в Париже. Надеясь на скорое прекращение смуты, он снял временное жилье в дешевой гостинице, но уже через полгода перебрался в небольшую квартиру. Места не хватало, и художник работал на балконе в галерее одного из своих друзей. Около этого времени отношение критики к творчеству Миро стало меняться. Впереди замаячила слава.
В 1940 году, с вторжением гитлеровцев во Францию, Миро вновь пришлось бежать. В Америку выбраться не удалось, и он возвратился и Барселону, поселившись в любимом Монтройге. В годы Второй мировой войны международное признание художника стало неотменимым фактом. Серия "Созвездия", состоящая из 23 небольших гуашей и переправленная в США с дипломатической почтой, была выставлена и Нью-Йорке в январе 1945 года. Американские авангардисты, увидев ее, пришли в восхищение. Д. Поллок и А.Горки признавали, что эти картины оказали огромное влияние на формирование их собственного стиля.
Миро звали в Америку, а он мечтал о тихом месте, где мог бы спокойно работать. "Моя мечта, - писал художник, - это осесть где-нибудь и иметь большую светлую мастерскую. Чем больше я пишу, тем больше мне хочется писать. Кроме того, я хотел бы попробовать свои силы в керамике, скульптуре, иметь печатный пресс для гравюр. Моя цель проста - успеть сделать как можно больше".
В 1947 году он все-таки отправился за океан. Там его ждали не только встречи с критиками и ценителями искусства, но и ряд выгоднейших заказов. Владелец картинной галереи Пьер Матисс предложил ему контракт на роспись стен отеля "Хилтон" в Цинциннати. Нью-йоркский отель "Стэнхоуп", в свою очередь, купил одну из картин Миро и начал воспроизводить ее фрагменты на своих фирменных бокалах, подносах и подставках для стаканов.
В Европу Миро вернулся состоятельным человеком. Он купил земельный участок на Мальорке, где в 1956 году по специальному проекту была построена мастерская. В свои 70 лет Миро впервые обрел настоящий дом.
Пожалуй, самое значительное место в творчестве позднего Миро занимала гравюра. Исходя из дешевизны эстампов, художник видел в этой технике прекрасное средство для расширения круга своих зрителей. По тем же соображениям Миро много времени уделял скульптуре, смело экспериментируя в этой области с материалами. Его скульптуры, как правило, отличались внушительными размерами. "Любая хорошая скульптура, - говорил сам автор, - должна стоять на открытом воздухе и быть доступна любому".
Миро продолжал плодотворно грудиться до самой своей смерти. Скончался он на Рождество 1983 года прямо у мольберта, в мастерской своей мечты.
ВНИМАНИЕ!!! У нас НЕ Интернет-магазин и НЕ аукцион. У нас доска онлайн - объявлений с онлайн общением на сайте.
Если у вас есть монеты, антиквариат или старые вещи, размещайте объявления у нас на сайте бесплатно!
Ваш предмет оценят пользователи со всего мира и будут предлагать Вам деньги.
Только Вы будите решать, продавать Ваш антиквариат или нет.
Вы даже не представляете, что лежит у Вас дома и может СТОИТЬ МИЛЛИОНЫ.
Написать организатору проекта: